High Frame Rate (HFR)
Частота кадров - это количество статичных изображений, отображаемых проектором за 1 секунду. На настоящий день стандартом является 24 кадра/с.
HFR (High Frame Rate, с англ. "высокая частота кадров") 48 или 60 кадров/с задают новую планку и новый стандарт как для создателей кинофильмов, так и для зрителей. Увеличение частоты уменьшает смазанность, мерцание и прерывистость движения, которые являются обычными для 24 кадров/с. 3D-фильмы в HFR приобретают реалистичность, их просмотр более комфортен для глаз.
Первым полнометражным фильмом широкого проката, снятым и демонстрируемым с частотой 48 кадров/с, стал фильм Питера Джексона "Нежданное путешествие" из кинотрилогии "Хоббит". Однако большинство копий были конвертированы и демонстрировались с частотой 24 кадра/с. Его сиквел, "Пустошь Смауга", пошел той же тропой. Однако третий фильм, "Битва пяти воинств", выйдет уже по большей части в HFR-формате.
Первым фильмом в HFR-формате мог стать "Аватар" Джеймса Кэмерона, однако студии отказали режиссеру снимать фильм в HFR, мотивируя это низким уровнем поддержки со стороны проекционного оборудования и без того высокими затратами кинотеатров по переходу на цифровой формат 3D-показа. Сиквелы "Аватара", однако, Кэмерон планирует снять с частотой 48 кадров/с. Планы по использованию 60 кадров/с режиссер недавно опроверг.
Интересное наблюдение, что основную аудиторию HFR-фильмов составляют лица моложе 25-30 лет и фанаты компьютерных игр с высокой частотой кадров.
Сильные стороны HFR:
1. Плавность движений и более высокая четкость изображения, особенно движущегося.
2. Для натурных сцен изображение отличается невероятной реалистичностью.
3. 3D смотрится намного комфортнее за счет плавности движения и высокой четкости.
Слабые стороны HFR:
1. На нынешнем этапе развития HFR вскрывает многие недостатки фильмов. Про "Хоббита" говорили, что сцены, которые хороши при 24 кадрах/с, не выдерживают критики при 48.
2. Некоторые считают, что с HFR теряется ощущение кинофильма, изображение больше похоже на "мыльную оперу", компьютерную игру, театр или домашнее видео.
3. За счет реалистичности движений на экране у некоторых могут возникнуть чувство головокружения и тошноты, особенно в 3D.
4. В начале просмотра (особенно после просмотра контента со стандартной частотой кадров) часто возникает ощущение ускоренности изображения. Но это всего лишь иллюзия, она проходит через некоторое время.
5. В обычных залах формат HFR 3D несовместим с разрешением 4K из-за ограничений по максимальному битрейту, т.е. любое 4K-оборудование будет воспроизводить HFR-контент только в 2K, а в реальности даже нет контента HFR 3D с разрешением 4K. В ближайшее время решения данной несовместимости не предвидится, поэтому возможные громкие заявления о показе фильма в HFR 3D с суперчетким изображением 4K - не более чем обман. В IMAX показ HFR 3D с разрешением 4К возможен за счет иной архитектуры системы.